Московская городская организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов"
(495) 953-14-35
(495) 959-20-51 mgo_voi@mail.ru



Фотогалерея

mart.jpg
77-1.jpg

���.jpg







  Главная    По следам известных зодчих – творения Бухвостова Якова Григорьевича

По следам известных зодчих – творения Бухвостова Якова Григорьевича

11.02.2022 г.

По следам известных зодчих – творения Бухвостова Якова Григорьевича.

Рано утром 8 февраля члены МРО «Измайлово» МГО ВОИ отправились на автобусе в Троице-Лыково (Троицкое-Лыково), расположенном на северо-западе Москвы. Это место Москвы входит в состав района Строгино.  Расположено на правом, высоком берегу Москвы-реки между  Серебряным Бором и Строгино . Включает в себя подворье Покровского монастыря, расположенного на территории усадьбы Троице-Лыково с храмами Троицы Живоначальной   и Успения Богородицы и бывшее село Троице-Лыково.

Презентация1.jpg

Наш экскурсовод Инна Александровна обещала познакомить нас с творениями зодчего Бухвостова Якова Григорьевича.

Презентация2.jpg

Яков Григорьев сын Бухвостов был родом из семьи крепостных крестьян села Никольское-Сверчково  (Дмитровский уезд, ныне Клинский р-н), принадлежавшего окольничему боярину М.Ю.Татищеву. Вся биография зодчего - по сути, только его творения. Ни точная дата рождения, ни подробности его личной жизни до нас не дошли.

Впервые имя «Якушка Бухвостов» встречается в 1681г., в документе о торгах на постройку Воскресенской церкви на Пресне (не сохранилась).

Село Троице-Лыково, куда мы отправились, получило свое название по фамилии его владельца боярина Б. М. Лыкова, известного военачальника Смутного времени. Он выстроил в усадьбе деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. После смерти Лыкова село было передано боярам Нарышкиным. Им владели по очереди три брата. При последнем из них, Льве Кирилловиче, был выстроен каменный трехглавый храм Живоначальной Троицы (1698-1702) - в стиле «московского барокко», однопрестольный, летний. Храм украшен богатой резьбой по камню. Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов - известный зодчий XVII века с товарищами М. Тимофеевым и М. Семеновым. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались. Бухвостов для  украшения храма использовал те же приемы, которые были в его более ранних храмах: богатые белокаменные наличники на окнах, филенки и колонки, придавшие высокому зданию необыкновенные стройность и изящество.

Внутри был резной девятиярусный иконостас. Трапезная, алтарь и храм разделены арками. С трех сторон идут двойные хоры.

С 1930 г. храм закрыли, использовали под склад. До 1978 г. в усадьбе находилась школа военных музыкантов-суворовцев. С 1970 года в Троицком храме начались реставрационные работы. Храм возвращен РПЦ. В советское время уникальный многоярусный иконостас Троицкого храма сохранился лишь фрагментарно, предпринимаются попытки восстановить его по оставшимся деталям.

Сейчас ведутся работы по воссозданию внутреннего убранства храма.

Специально для нас Троицкий храм открыли  и мы смогли насладиться его красотой.

Проведя два часа на территории подворья, мы отправляемся в Одинцовский район Московской области.

Презентация3.jpg

Здесь в селе Уборы находится ещё одно творение Бухвостова . Граф Шереметев заказал постройку новой каменной церкви уже известному тогда зодчему Бухвостову Якову Григорьевичу. Бухвостов взял подряд на строительство в селе Уборы в имении боярина П.В.Шереметева-младшего церкви Спаса Нерукотворного. Строительство планировали окончить уже к 1695 г.  В течение трех строительных сезонов зодчий разрывался между собором в Рязани (Переяславле-Рязанском) и церковью в Уборах. В итоге он не успел выстроить  в срок церковь в Уборах, и против него заказчиком было заведено судебное дело. Бухвостова арестовали, но после вынесения приговора «бить кнутами нещадно» Шереметев, боясь остаться с недостроенным храмом, попросил избавить зодчего от наказания. До окончания постройки собора Шереметев не дожил. Спасская церковь в селе Уборы построена по композиции «иже под колоколы», то есть, верхний ярус высокого храма являлся одновременно и звонницей. Окна обрамляют очень красивые и сложные по исполнению резные наличники в виде растительного орнамента, характерного для московского барокко. Колонки на углах восьмериков также резные. Грани восьмериков украшены узорчатыми резными фронтонами. В договоре, заключенном Яковом Бухвостовым и его товарищами с графом Шереметевым, указано и «гарантийное» обязательство мастеров: «...сделать все добрым мастерством и твердым, чтоб было – прочно». Но ремонтировать церковь не понадобилось – она и по сей день стоит, ее стройная вертикаль видна издалека.

Презентация4.jpg

В советское время резное внутреннее убранство церкви было уничтожено, а уникальный иконостас сожжен прямо в храме. Церковь долго простояла заброшенной; в 1990-х гг. ее снова передали верующим.

После экскурсии мы совершили пешеходную прогулку по парку, расположенному рядом с храмом. Нам очень повезло с погодой. День был солнечный, небо яркое, голубое, очень красивые облака и полное безветрие.

Поездка всем очень понравилась. Узнали много нового, интересного, познакомились с творениями известного зодчего, отдохнули на природе.

Благодарим нашего экскурсовода Инну Александровну за интересный рассказ.

Благодарим всех организаторов поездки.

Возврат к списку